Кабинет

психологической поддержки

Кабинет

психологической поддержки


Треугольник Карпмана – это модель отношений между людьми, предложенная классиком транзактного анализа Стивеном Карпманом. Она включает в себя три роли: Жертва, Контролёр и Спасатель, которые взаимодействуют между собой определённым образом и периодически меняются местами. Такого рода отношения можно встретить повсеместно, как в личностных связях (семейных, дружеских), так и в коллективных (рабочих, общественных). Все участники треугольника зависимы друг от друга, находятся в манипулятивных отношениях и страдают от этого.
Как распознать в себе ту или иную роль?

Жертва. Для жертвы жизнь есть страдание, что переживается в эмоциях страха, стыда, обиды, вины, ревности и зависти. Мир представляется сложным, несправедливым. Жертва чувствует невозможность что-то изменить, а потому пассивно терпит выпадающие на её долю несчастья. При этом внешне её жизнь выглядит активной, она постоянно чем-то занята и чувствует себя уставшей. Бонусом для жертвы является возможность не брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Контролёр/Преследователь/Тиран. Также видит в жизни источник проблем. Постоянно находится в напряжении, раздражении, гневе и страхе. Часто вспоминает прошлые неудачи и не ждёт ничего хорошего от будущего. Чтобы снизить уровень тревоги, контролирует себя и окружающих. Чувствует свою ответственность за жертву, а потому критикует её и учит жизни, при этом считая, что делает это ей во благо. Обижается, за то, что его старания не ценят.

Спасатель. Испытывает жалость к жертве и злость к контролёру. Является плакательной жилеткой для жертвы, поддерживает её беспомощную позицию. При этом в моменты «спасения» испытывает триумф и считает себя выше жертвы и контролёра. Когда терпит неудачу – чувствует вину и обиду. Спасатель раздаёт свою помощь без запроса, на самом деле удовлетворяя потребность в самоутверждении.
Как работает треугольник.

Контролёр строит и мучает жертву, постоянно критикует её. Жертва старается угодить контролёру, мучается, жалуется и устаёт. Спасатель утешает жертву, жалеет её, раздаёт советы и вступается за жертву перед контролёром. Участники периодически меняются ролями. Можно долгие годы бегать по треугольнику, не осознавая своего нахождения в нём.

Как выйти из треугольника?

Из роли жертвы:

- Принят ответственность за свой выбор. То, что происходит вокруг – результат выбора, а не случайно сложившиеся обстоятельства. Выбор ничего не делать – тоже выбор.

- Начать действовать, то есть занять активную позицию. Перестать ждать спасения.

- Перестать стремится соответствовать чужим ожиданиям, обратить внимание на свои желания.

Из роли контролёра/преследователя/тирана:

- Здраво распределить ответственность. Оставить себе ответственность за свои поступки и отдать другим их ответственность.

- Принять, что никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям. 

- Научиться обходиться со своей агрессией так, чтобы не страдали другие.

Из роли спасателя:

- Не помогать без запроса. Перестать учить других жизни, думая, что вы знаете лучше.

- Понять, с какой целью вы «помогаете», что получаете при этом, какие свои потребности удовлетворяете.

- Обратить внимание на то, что происходит в вашей собственной жизни.

В идеальном варианте, если все участники треугольника стремятся к выходу из него, роли постепенно трансформируются. Жертва становится Героем – человеком, активно справляющимся с трудностями. Контролёр трансформируется в Философа, который принимает любые решение Героя, независимо от того, удачными они оказываются или нет. А Спасатель превращается в Мотиватора, который поддерживает Героя, когда последнему это необходимо.

Нужно отметить, что процесс трансформации ролей не быстрый, необходимо время для закрепления новых способов поведения. Но результат того стоит.